Содержание
Проверка уровня заряда аккумулятора занимает немного времени и не требует высокой квалификации или дорогостоящего оборудования. Операция позволяет проверить состояние АКБ и необходимость зарядки. Это первое, что нужно сделать при возникновении проблем с работой стартера. Также умение проверять заряд пригодится при покупке новой и обслуживании старой аккумуляторной батареи. В статье мы рассмотрим три способа диагностики АКБ: с помощью мультиметра, индикатора и нагрузочной вилки.
В этой статье Вы узнаете:
- Зачем проверять заряд аккумулятора?
- Способы проверить АКБ автомобиля на работоспособность
- Видео-инструкция
Также в конце статьи Вы можете посмотреть поучительный видео-ролик , в котором даются полезные советы для быстрой и точной проверки работоспособности АКБ.
Зачем проверять заряд аккумулятора автомобиля?
Свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, которые применяются в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, отличаются низким внутренним сопротивлением. Это позволяет им выдавать ток в сотни ампер, необходимый для работы стартера. Однако этот тип АКБ нельзя подвергать глубокому разряду. Иначе пластины покрываются слоем сульфата свинца и аккумулятор резко теряет емкость.
Полностью заряженный аккумулятор выдает напряжение свыше 12,6 В. С падением уровня заряда этот показатель снижается:
Учитывая склонность к сульфатации, свинцово-кислотные аккумуляторы нежелательно разряжать меньше, чем до половины заряда. Поэтому, если напряжение на клеммах опустилось до 12 вольт, нужно безотлагательно зарядить АКБ.
При покупке нового устройства не стоит покупать сильно разряженные батареи. Не исключено, что в них уже началась сульфатация пластин. Поэтому, если на аккумуляторной батарее отсутствует индикатор, ее стоит проверить мультиметром или нагрузочной вилкой.
Как проверить заряд АКБ по индикатору?
На многих необслуживаемых аккумуляторах установлены индикаторы заряда, позволяющие визуально определить состояние батареи. Эта опция впервые появилась на японской продукции и быстро завоевала популярность благодаря удобству и доступности.
Гидрометр, как называют индикатор, представляет собой прозрачное окошко на крышке батареи. Цвет окошка меняется в зависимости от состояния АКБ:
- Зеленый — полный заряд.
- Серый либо белый — нужно зарядить.
У некоторых индикаторов окошко краснеет при потере емкости.
Принцип действия прибора основан на изменении плотности электролита при разном уровне заряда. Работает это так:
К окошку прикреплена трубка с зеленым поплавком.
- При зарядке аккумулятора плотность электролита растет и поплавок поднимается, приближаясь к окошку.
- Если АКБ разряжена, плотность падает и шарик тонет в электролите. В результате окошко индикатора меняет цвет на серый или черный.
В некоторых моделях индикаторов имеется красный шарик, который всплывает при снижении плотности электролита. Этим обеспечивается красная индикация разряда.
При падении уровня электролита через окошко будет виден не шарик, а непосредственно электролит. Чтобы предотвратить разрушение пластин, в банки нужно долить дистиллированную воду и зарядить аккумулятор.
Достоинство индикатора в том, что устройство позволяет определить состояние батареи без применения специальных приборов. Это удобно при покупке аккумулятора или в дорожных условиях, когда нужно быстро проверить состояние АКБ. Однако индикация при помощи поплавка не всегда позволяет сделать точные выводы о работоспособности аккумулятора. Поэтому в случае сомнений нужно использовать мультиметр или нагрузочную вилку. Они пригодятся и в случае, когда нужно проверить батарею, не оснащенную индикатором.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?
Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.
Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.
Показания нужно снимать при заведенном и заглушенном моторе. В первом случае получится проверить состояние АКБ и проводки, во втором — только аккумулятора.
Измерения при работающем двигателе
Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.
Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.
При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.
Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:
- Плохой контакт.
- Поломка генератора.
- Неисправность регулятора напряжения.
Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.
После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.
Диагностика аккумулятора мультиметром при заглушенном моторе
В этом состоянии нормальные показатели напряжения на АКБ составляют 12,5-13 вольт. Более низкие показания прибора говорят о разряде.
При эксплуатации автомобиля может возникнуть необходимость оценить работоспособность старой аккумуляторной батареи (АКБ) или проверить новый аккумулятор при покупке. Это позволит приобрести исправную батарею и при правильной эксплуатации добиться значительного увеличения срока службы устройства.
Процесс проверки
Чтобы избежать проблем зимой и быть уверенным в исправности АКБ, нужно проверить аккумулятор автомобиля при покупке по нескольким пунктам.
Основные этапы исследования:
- Внешний осмотр батареи.
- Проверка уровня электролита и его плотности для обслуживаемых моделей.
- Измерение напряжения на АКБ мультиметром.
- Проверка нагрузочной вилкой.
Перед покупкой новой АКБ надо осмотреть её и проверить, нет ли повреждений корпуса, сколов или трещин, которые могли образоваться при транспортировке. Если есть дефекты, то батарею покупать нельзя. Вибрация в процессе эксплуатации может быстро вывести автомобильный аккумулятор из строя. Потом следует оценить следующие параметры:
- Дата выпуска. Если батарея долго хранилась, то пластины могли осыпаться: такая установка прослужит недолго. Предельный срок хранения два года.
- Напряжение на клеммах. Оно должно быть не меньше 12,6 В. Если вольтметр показывает меньше 12 В, то батарея либо разряжена, либо неисправна.
- Заполнить гарантийный талон. Иначе поломку придётся оплачивать водителю.
Замера напряжения на клеммах недостаточно. Чтобы проверить аккумулятор при покупке, нужно воспользоваться нагрузочной вилкой. Она состоит из вольтметра и подключённого к нему параллельно нагрузочного сопротивления. Вилка позволяет проверить АКБ при покупке и при оценке работоспособности эксплуатируемого устройства.
Для проверки нужно присоединить вилку с соблюдением полярности и произвести замер напряжения без нагрузки. Оно должно быть 12, 5−13 B. Потом подключается нагрузка на 5 секунд. В конце этого отрезка времени напряжение при полностью заряженной батарее не должно упасть ниже 10,2 В.
При большой просадке до 6−7 В можно говорить о неисправности АКБ. Если напряжение под нагрузкой падает до 9,6 В и потом восстанавливается, то батарея разряжена и её следует зарядить.
Замеры при работающем двигателе
При заведённом двигателе мультиметр должен показывать от 13,5 до 14,0 В. Напряжение больше 14,2 В свидетельствует о низком заряде АКБ, режим работы генератора при этом усилен. Если через 5−10 мин ситуация выравнивается, то с электрикой всё в порядке.
Если напряжение не опускается до нормального, может произойти перезаряд и выкипание электролита. Напряжение 13,0−13,4 В при заведённом двигателе и выключенных потребителях энергии (отопление, фары, магнитола) свидетельствует о том, что аккумулятор полностью не заряжается.
Если мультиметр показывает меньше 13 В, то это означает, что генератор не заряжает АКБ. При всех включённых потребителях напряжение не должно быть меньше 12,8−13,0 В. Если оно меньше, аккумулятор нужно менять.
Уровень заряда АКБ свидетельствует о её возможности держать напряжение в течение некоторого срока. При полной зарядке батареи, даже после недели простоя, напряжение упадёт не сильно. Если же АКБ машины разряжена, то заряд продержится недолго.
Категории аккумуляторов
Все АКБ делятся на три типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.
Перед покупкой нужно разобраться, какой именно тип батареи необходим:
Обслуживаемые — полностью ремонтопригодные устройства. В нём можно заменять пластины, контролировать уровень и плотность электролита. Это устаревшая модель. Она становится непопулярной именно из-за того, что при плохом обслуживании быстро выходит из строя. Чаще всего это случается из-за выкипания и испарения электролита. Такая батарея требует постоянного контроля.
- Малообслуживаемые батареи отличаются устройством крышек, которое позволяет парам электролита конденсироваться и возвращаться в банку. Обслуживать их приходится редко, но необходимость следить за уровнем электролита остаётся.
- Необслуживаемые — это герметичная конструкция, обслуживать их не надо, не получится долить воды или проверить плотность электролита. Но при правильной эксплуатации она надёжна и будет работать долго.
Покупать нужно аккумулятор такой ёмкости, которая указана в инструкции автомобиля. Допускается выбирать немного большую ёмкость. Это поможет машине легче заводиться в зимних условиях.
Лучше приобретать аккумуляторы в специализированных магазинах. Там всегда производится проверка аккумулятора при покупке. Товар в таких магазинах сертифицирован, и в случае брака будет произведена замена. Сейчас самые распространённые аккумуляторы — это малообслуживаемые. У них длительные сроки службы и хорошее соотношение между ценой и качеством.
Рано или поздно аккумуляторная батарея выходит из строя. Это может быть по разным причинам, например сульфатация пластин или же осыпание активной массы, да много чего. И знаете такой АКБ может вести себя не предсказуемо, то есть в теплые дни он может запускать двигатель легко и просто, но стоит немного похолодать, например утром, он будет крутить сложно (либо вообще не крутить)! Сразу лезут мысли, в чем дело? Может быть АКБ, может быть генератор, или еще что-нибудь. Но как показывает практика если вашему авто 4 – 5 лет то это скорее всего батарея, и вот ее нужно проверять и при необходимости менять. А как это сделать, как проверить аккумулятор? Спокойно для этого есть «нагрузочная вилка» …
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
- Что изначально проверить на автомобиле?
- Нагрузочная вилка
- Как проверить аккумулятор
- Как пользоваться нагрузочной вилкой
- ВИДЕО ВЕРСИЯ
Знаете проверка аккумулятора, особенно при покупке Б/У автомобиля — ЖЕЛАТЕЛЬНА! Как обстоят дела у нас в России — продаю я автомобиль, а у соседа АКБ уже на «подходе» (иногда запускает – иногда нет), вы просто перекидываете их местами, сосед вам еще и денежку дает и все в «шоколаде», кроме ВАС! Вам уже при первых холодах нужно будет «метаться» и искать себе новую батарею. Такой вот бизнес по-русски. А вот если проверить АКБ нагрузочной вилкой при покупке, картина сразу станет ясна. Вот вам и дополнительная скидка, требуйте от продавца.
Что изначально проверить на автомобиле?
В самом начале хочется отметить такие особенности, прежде чем списывать батарею, нужно проверить:
- Уровень электролита в банках (конечно если аккумулятор обслуживаемый)
- Проверить утечки тока в бортовой сети автомобиля. Это обязательно!
- Проверить зарядку генератора.
- Попробовать правильно зарядить АКБ.
- Попытаться сделать десульфатацию пластин
- Обязательно осматриваем клеммы, на них возможны окислы
Зачастую из строя, изначально, выходит генератор или присутствуют большие утечки тока, что впоследствии приводит к сильным разрядам АКБ и может спровоцировать его досрочную смерть. Поэтому проверять ОБЯЗАТЕЛЬНО эти пункты!
Однако если у вас здесь все нормально, то есть и уровень электролита, и бортовая сеть ведет себя нормально, нет ни утечек, генератор работает хорошо. А в одной банке вы увидели — что она мутная или черная, значит время пришло (хотя банки могут быть и светлыми). Но все равно чтобы убедиться что дело именно в аккумуляторе, нужно его проверить и желательно под нагрузкой.
Нагрузочная вилка
Это специальное устройство, которое работает с напряжениями 12 и 24 Вольта. Основные назначения — это измерение напряжения и уровень заряженности или я бы даже сказал исправности аккумулятора. По сути ничего сложного в нем нет, есть два провода плюсовой и минусовой с двумя клеммами. Внутри находится нагрузка, обычно это либо резистор высокой мощности, либо обычная спираль, сделанная из тугоплавкого металла.
Если нагрузка не сменная, то она может колебаться в пределах 100 – 200 Ампер. Однако бывают нагрузочные вилки, в которых нагрузку вы можете выбирать — либо программно, либо физически путем установки различных резисторов
Также на корпусе в обязательном порядке имеется вольтметр, он нужен не только для измерения напряжения без нагрузки, но и для отображения поведения батареи под нагрузкой. Раньше вольтметры были обычные стрелочные, сейчас все больше они цифровые с различными функциями.
Многие автомобилисты думают — что «нагрузочная вилка», должна быть в форме вилки (уж извините за «тавтологию»). Но сейчас это не так, раньше она действительно была похожа на этот столовый прибор, только с двумя зубьями – плюс и минус. Но сейчас форм факторов, может быть несколько:
- Старый вариант, когда действительно похожа на вилку (с двумя зубами).
- Один зуб (шип) и один провод. Например, минусовая клемма имеет провод с «крокодилом» вы просто подсоединяете его к аккумулятору, а зубом или шипом упираетесь в плюсовую клемму.
- Две клеммы. Это современные нагрузочные вилки, есть два провода с крокодилами, именно их подсоединяем к клеммам и меряем нужное напряжение или нагрузку.
Собственно все элементарно. Итак, так как же проверять, сам процесс.
Как проверить аккумулятор
Собственно тут все просто, процесс банален. Вилка создает нагрузку в 100 – 200 Ампер (редко видел до 250 А) на аккумулятор, то есть это такая имитация нагрузки стартера. Напряжение должно проседать до определенного значения, после окончания нагрузки оно должно восстановиться почти полностью.
Нагружают как обычно 5 – 6 секунд (обычно достаточно для запуска двигателя). И по показаниям можно сделать вывод держит нагрузку батарея или нет. Также современные вилки могут проверить замкнута банка или нет.
Показания во время 5 секундной нагрузки:
Показания вольтметра, В |
Процент заряженности, %





Похожие новости
Какую клемму снимать с аккумулятора. При длительной стоянке, для.
Нужно ли откручивать пробки аккумулятора при зарядке. И как это .
Как сделать электролит. Для автомобильного аккумулятора своими р.