Содержание
Приволокли неисправный генератор BOSCH от логан 1. Почти перестал давать зарядку.
Вскрытие показало что у пациента сдохло одно кольцо и щетки.
Генератор вот такой:
Далее откручиваем головкой на 8 4 болта на корпусе генератора и двумя отвертками снимаем заднюю часть(со стороны токосьемных колец).
Открывается вид на ротор — подшипник и токосьемные кольца. Подшипник снимаем с помощью двухлапого сьемника, я пользовался трехлапым(чуть пришлось подточить его).
Далее необходимо снять сами токосьемные кольца — сначала отключаем обмотки от ротора к токосъмникам.( удобно скальпелем).
Кольца на генератор я купил заранее CARGO 135172 в количестве 2 штук(про запас).
Итак кольца сняты. Чуть смазываем вал, и напрессовываем новые токосьемные кольца. Удобно делать торцом деревянной ручки молотка на 150 грамм. Поправляем провода и подводим их к выводам генератора.
Как усадили — запускаем паяльник и все опаиваем. В данном генераторе применяется сварка обмоток к контактам колец- т.к. сварной шов выдержит большую температуру. Припой меньшую. Можно использовать высокотемпературный припой. Наиболее правильно приваривать концы обмоток.
Далее глубокой головкой на 17 запрессовываем подшипник. После напрессовки одеваем задний корпус и стягиваем болтами. Притираем поверхность колец нулевкой
Одеваем диодный мост и прессуем концы обмоток (в количестве 6 мест по старым местам, предварительно зачистив их. Для гурманов — можно опаять.
Теперь самое геморройное — замена щеток в регуляторе. На замену взял щетки от ваз 2110 подходят нормально — за исключением длины провода от щетки(это решается подпайкой или опрессовкой медной гильзы более длинного провода).
Подходит ко всем регуляторам подобного типа
Всем доброго времени суток.
Предоставляю вашему вниманию свой небольшой отчетик-мануал по ремонту генератора. В интернете я не мог найти полных описаний и номеров деталей, потому постараюсь все немного систематизировать. Предпосылкой к ремонту была повышенная шумность, шелест и несильный писк при вращении генератора рукой. Все это было не критично, но решено привести в порядок превентивно.
На самом деле в генераторе не так много изнашиваемых деталей заменяемых при плановом обслуживании. Это подшипники, щетки и контактные кольца ротора. И все. Остальное уже не расходники, но требует проверки. Это регулятор, обмотки статора и ротора а так же диоды выпрямителя.
Разборка. Значит так: пациент генератор Bosch 90A.
Оригинальный номер А 009 154 02 02. Номер Bosch 0 123 335 002. Я не фотографировал каждый шаг, на самом деле все очень-очень просто и никаких нюансов тут нет. Сперва надо снять пластиковую крышку сзади: 3 шурупа и 3 склонных к поломке защелки. Там мы видим регулятор и диодный мост.
Открутив два винтика снимаем регулятор. Далее отвернув четыре болтика по периметру половиним генератор. Задний подшипник стоит в пластиковой втулке потому крышка вместе с диодным мостом и статором снимается без усилий а втулка остается на подшипнике. Теперь осталось вынуть ротор. Для этого нужно открутить шкив. Нужен согнутый накидной ключ на 22 (гайка там глубоковато) и звездочка TORX чтоб удержать вал. Теперь надо открутить 4 винта крышки переднего подшипника. Читал истории о том что отвернуть их очень трудно. На самом деле не все так страшно. Побрызгать ВД-шкой, постучать по отвертке, хорошенько прижать да и открутить. Осталось только вытянуть передний подшипник с крышки. Можно стучать по валу но я сделал хитрее. Подогрел немного крышку газовой горелкой и все само вывалилось.
Дефектовка. Особо и писать нечего… Писк издавали щетки в изношенных контактных кольцах. Передний подшипник был более-менее живым, но именно он шелестел немного отдавая на корпус. Задний подшипник был изношен и сильно шумел.
Подшипники. Сам я долго ломал мозг чтоб разобраться с тем какие же подшипники надо взять, потому решил внести ясность. Оригинальные номера практически лишены смысла, Мерседес подшипников не делает. С завода в генераторах стоят японские подшипники NTN.
Передний подшипник: 17х52х17 мм
— A0079818925 – оригинал. Что внутри коробки не знаю, наверное NTN.
— 806 078 – FAG. Его изначально заказал, был за 54 грн. Привезли некий ABEG. Не понравился он мне, вернул.
— SC03A21LHA – NTN стоявший в родном генераторе.
— N2N-SC03A56 – NTN приобретенный мною за 150 грн.
Короче, подшипник этот нестандартный, редкий и дорогой. Делает его в основном Япония.
Задний подшипник: 17х40х12
— A0079817325 – оригинальный номер.
Это самый обычный и стандартный подшипник 6203 которых валом от любого производителя и продаются они на каждом углу. Стоял NTN, я купил FAG.
В автомашине имеются два источника питания — это аккумулятор и генератор. Первый питает электрическую цепь тогда, когда двигатель не работает. Второй — когда двигатель уже запущен. В этом случае аккумулятор переходит в режим потребителя электрического тока и пополняет истраченную энергию для запуска двигателя.
На практике довольно нередко встречаются неисправности того или иного источника питания. Проявляются они зачастую одинаково. Стартер отказывается раскручивать двигатель, в итоге мотор не запускается. При запущенном двигателе загорается контрольная лампочка на щитке приборов с иконкой аккумулятора. Она указывает, что появилась неисправность и батарея не заряжается.
Проверка генератора на машине
В первую очередь нужно посмотреть, цел ли ремень генератора. Если он не порван, тогда проверяется натяжение ремня. Затем очередь за аккумулятором. Тестером (мультиметром) замеряем напряжение на клеммах. Оно должно быть в районе 12−12,7 вольт. Если все нормально, запускаем двигатель. Если батарея разряжена, заряжаем и опять заводим мотор.
Замеряем напряжение на клеммах аккумуляторной батареи (АКБ). Оно должно быть в заданных пределах, обычно от 13,2 до 14,5 вольт. Но на современных автомобилях эти пределы могут отличаться. Если имеется руководство по эксплуатации, то можно ознакомиться с ним. Отклонение от заданных значений в любую сторону является неисправностью. Эти отклонения могут быть трёх видов:
- Отсутствие зарядного тока — генератор не работает.
- Зарядный ток есть, но ниже минимального значения — идёт недостаточный заряд АКБ.
- Напряжение выше максимального значения — перезаряд АКБ.
Все три случая говорят о существующей неисправности в системе электрического снабжения автомобиля. нужно провести комплексную проверку генератора.
Но перед этим проведите визуальный осмотр всех проводов и кабелей, которые идут от генератора к аккумулятору. Не должно быть видимых повреждений, обрывов и окислений электропроводки. Обязательно проверьте клеммы на аккумуляторе, стартере и генераторе. Они должны быть чистыми и сухими. Любые окисление, ржавчину и грязь надо почистить. Нередко это помогает восстановить утраченный контакт и автомобиль начинает работать, как положено. Если же это не помогло, приступаем к детальной проверке.
Использование мультиметра
Для дальнейшей проверки лучше снять генератор с автомобиля. В первую очередь снимите с генератора реле-регулятор и проверяем его. Для проверки стабилизатора напряжения понадобятся мультиметр и зарядное устройство с регулирующимся напряжением. Лучше будет вместо зарядного устройства использовать блок питания. Регулировки напряжения от 0 до 16 вольт будет вполне достаточно.
Плюс блока питания соедините с регулятором — обычно это штекерное соединение «папа». Минус цепляйте к минусу, он обычно выводится на ухо крепления реле. Красный провод тестера соедините с плюсовым проводом блока питания, чёрный — с минусом. К щёткам подсоедините два зачищенных провода, по одному на каждую. К другим предварительно зачищенным концам подсоединяется лампочка (ее можно на время проверки снять с задних фонарей автомобиля). Стенд для проверки готов.
Прозвонка реле-регулятора
Подключите к сети блок питания, осторожно ручкой регулятора начинайте поднимать напряжение. Одновременно с этим следите за показаниями мультиметра. Лампочка в самом начале не должна гореть, но по мере поднятия напряжения должна загореться, сначала в пол-накала и по мере прибавления яркость должна увеличиваться.
При достижении отметки в 14,5 вольт регулятор должен сработать, отсекая напряжение. Лампочка после этого должна потухнуть. Принято считать, что стабилизатор рабочий, если он отсекает ток на значениях от 14,2 до 14,8 вольт. Если же это происходит на более низких или более высоких показателях, то регулятор напряжения неисправен. А также реле неисправно, если отсечение тока отсутствует вовсе.
В случае неисправности реле меняем его на новое. Если же оно исправно, продолжаем проверку.
Как проверить генератор мультиметром
Диодный мост генератора можно проверить мультиметром, но также можно также воспользоваться стендом, которым проверяли регулятор.
Но перед этим, прежде всего, не снимая выпрямительный мост с генератора, подсоедините красный провод тестера к клемме 30 генератора, а чёрный провод — к корпусу. Режим работы тестера выставьте на прозвонку (иконка диода). Если его нет, то ставьте на 1−2 кОм. Мультиметр должен показывать бесконечность. Если показания другие, диодный мост неисправен.
Затем проверьте выпрямители тока на пробой. Положительный (красный) щуп оставьте на клемме 30, отрицательным коснитесь болтов крепления моста по очереди. Дисплей мультиметра во всех случаях должен выдавать бесконечность, любые другие означают пробой.
Далее положительный щуп подсоедините к болтам крепления моста, а отрицательный к корпусу генератора. В этом случае тестер также должен выдавать бесконечность.
Но на практике такой проверки чаще всего бывает недостаточно. В большинстве случаев требуется более детально прозвонить генератор.
Тщательная прозвонка
Для этого открутите крепёжные болты выпрямительного блока, отсоедините медные провода обмотки статора и снимите диодный мост с генератора. Теперь можно проверить индивидуально каждый полупроводник. Перед проверкой желательно промыть стабилизатор проточной водой, используя щётку средней жёсткости, а затем тщательно высушить. Для быстрой сушки вполне подойдёт фен для волос.
Один из щупов тестера закрепите на диодной пластине, второй подсоедините к центральному выводу каждого диода, закреплённого на этой пластине. Затем поменяйте щупы местами. В одном случае мультиметр должен показать бесконечность, в другом — номинальное сопротивление, равное примерно 570−590 Ом. Выпрямители считаются неисправными, если:
- В первом и втором замере (когда сменили полярность) показания мультиметра одинаковы;
- Сопротивление диодов больше или меньше номинальных значений.
Со второй пластиной диодного моста произведите те же действия. Если обнаружена неисправность одного или нескольких диодов, проще будет заменить выпрямительный блок целиком. Правда, попадаются умельцы, которые меняют вышедшие из строя диоды по отдельности, но такая работа требует определённого навыка и сноровки.
Проверка обмоток якоря и статора
При дальнейшей проверке требуется полностью разобрать генератор. В первую очередь визуально проверьте якорь. Кольца щёток не должны иметь почернений, сколов и износа беговых дорожек. Почернения и небольшой износ можно зачистить наждачной шкуркой-нулевкой. Кольца, имеющие глубокие канавки, нужно заменить или — если позволяет толщина колец — проточить на токарном станке.
Обмотка якоря не должна явно пахнуть гарью. Цвет обмотки должен быть однородным, не иметь повреждений и разрывов. Для проверки обмотки якоря на обрыв понадобится мультиметр. Выставьте режим работы на прозвонку или замер сопротивления и подсоедините щупы к щёточным кольцам. Сопротивление обмотки должно быть в пределах 3−5 Ом. Затем один щуп оставьте на кольце, другой соедините с корпусом. Дисплей мультиметра должен показать бесконечность.
Статор генератора диагностируется после извлечения из корпуса. В первую очередь проведите визуальный осмотр. Не должно быть видимых повреждений проволоки и её изоляции. Затем провод тестера соедините с корпусом статора. Вторым проводом коснитесь выводов по очереди. Их всего три. Тестер должен быть в режиме прозвонки. Если на дисплее бесконечность, то это говорит об исправности статора.
Дальнейшая проверка состоит в диагностике обмоток. Сопротивление всех трёх обмоток должно быть одинаковым.
Перед сборкой генератора нужно проверить и при необходимости заменить подшипники. При проворачивании они не должны подклинивать или издавать скрипящий звук. Это говорит о том, что они сильно изношены и вскоре они выйдут из строя. Поэтому их лучше сразу заменить.