Содержание
Если ваше белье стало хуже отжиматься, а барабан плохо вращается, причина может быть в моторе. Ведь когда его ротор прекращает вращение, то вся работа останавливается. Как проверить коллекторный двигатель стиральной машины? Если вас занимает этот вопрос — не волнуйтесь. Провести диагностику можно в домашних условиях. Последовательность работ описана ниже.
Как проверить исправность электродвигателя на стиральной машине?
Какой двигатель используется в стиралках? Всего их три разновидности:
- Прямоприводной инвертор. Крепится на заднюю стенку бака без применения ремня.
- Асинхронный.
- Коллекторный.
Мы разберем, как проверить коллекторный двигатель, потому что он установлен в большинстве моделей.
Что может ломаться в движущем узле? Различают три основных неполадки. С ними пользователи сталкиваются чаще всего:
- Износ щеток.
- Обрыв обмоток и пробой на корпус.
- Поломка ламелей.
Выяснить, что именно сломалось, поможет диагностика.
Как проверить щетки мотора?
Любая диагностика предусматривает демонтаж детали из корпуса. Предварительно отключите СМА от сети, перекройте впускной вентиль подачи воды.
- Снимите верхнюю крышку, выкрутив винты крепления и сдвинув панель назад.
- Отсоедините заливной шланг.
- Выкрутите болты по периметру задней стенки. Уберите ее в сторону.
Под баком расположен электромотор. Отключите его проводку, выкрутите болты крепления. Потяните движок на себя и достаньте из корпуса.
Итак, узел перед вами. С обеих сторон его корпуса находятся щетки. Их стержни состоят из графитового материала, который стирается при контакте с ротором коллекторного двигателя. Тогда щетки прекращают передавать на ротор электричество и вращение останавливается. При сильном износе под стиралкой можно заметить искрение.
- Отстегните проводку щеток.
- Отодвиньте клемму и достаньте элемент.
При износе больше чем наполовину проводится замена. Обязательно менять одновременно две детали, независимо от степени истирания. Прочистите посадочные места от графитовой пыли. Прижмите пружину новой щетки и вставьте в гнездо. Верните на место клемму, подключите проводку.
Как правильно прозвонить обмотку ротора электродвигателя?
По причине замыкания или обрыва барабан в СМ может не полностью прокручиваться или совсем не вращаться. Во время замыкания мотор начинает нагреваться, отчего срабатывает защитный термостат и двигатель не запускается. Иногда при нагреве случается отслоение ламелей, что приводит к другой поломке.
Для диагностики обмотки вам понадобится тестер. Как проверить обмотку двигателя мультиметром:
- Настройте тумблер на измерение сопротивления.
- Прикоснитесь щупами к двум ламелям.
- Исправные детали покажут значения от 20 до 200 Ом.
- Если случился обрыв, значения на экране будут стремиться к бесконечности.
- В случае замыкания показатели будут минимальными.
Чтобы исключить замыкание ротора, сделайте так:
- Поверните тумблер в режим зуммера.
- Один щуп приложите к железу ротора, другой прикладывайте к каждой ламели.
- В исправном состоянии тестер не будет пищать.
Чтобы проверить, сгорел ли электродвигатель, необходимо выяснить сопротивление обмоток статора. Замкните проводки между собой, приложите к ним щуп мультиметра в режиме зуммера. Если послышится писк, значит, дело в замыкании.
Ремонт двигателя в таком случае — занятие бесполезное. Перемотать обмотку сложно и нецелесообразно. Дешевле заменить движок.
Осмотр ламелей
Как мы писали, при нагреве ламели могут отслаиваться. Тогда теряется контакт с ротором. Отслоение также случается, когда клинят подшипники. Или в стиралке с вертикальной загрузкой начинается цикл без закрытых створок барабана. Тогда работоспособность электродвигателя будет нарушена.
Если после осмотра вы заметили стружки, заусеницы, ламель можно проточить на токарном станке либо сдать в мастерскую.
На видео показана диагностика:
Тестируем двигатель
Когда принято решение самостоятельно протестировать двигатель, необходимо тщательно изучить устройство мотора. На стиралках от Индезит устанавливается движок коллекторного типа, выгодно отличающийся компактностью и высокой мощностью. Неотъемлемая часть устройства – приводной ремень, соединяющийся со шкивом барабана и запускающий процесс вращения.
Что касается внутреннего механизма, то под корпусом прячутся несколько отдельных деталей: ротор, статор и две электрощетки. Контролирует скорость в оборотах расположенный сверху таходатчик. Специалисты используют несколько способов для проверки работоспособности двигателя. Но для начала нужно достать его из стиральной машинки.
- Снимаем заднюю панель стиралки, открутив болты по периметру.
- Ослабляем и убираем приводной ремень, одновременно вращая шкив.
- Отключаем подведенную к двигателю подводку.
Рекомендуется перед разборкой машинки фотографировать подведенную проводку, чтобы избежать ошибок при обратной сборке.
- Отвинчиваем удерживающие болты и, раскачивая движок в стороны, достаем наружу.
Теперь приступаем к диагностике. Соединяем провода с обмотки статора и ротора, после чего даем на них напряжение в 220 Вольт. Если заметно вращение, то проверка пройдена успешно, и устройство функционирует исправно.
Но описанная тактика проверки имеет и недостатки. Так, невозможно полностью протестировать двигатель, особенно, если он в дальнейшем будет работать в разных режимах. Еще один возможный риск – перегревание устройства из-за прямого подключения, способного вызвать короткое замыкание. Но снизить вероятность поломки несложно, если включить в цепь балласт в виде ТЭНа от автомата. Нагреватель при замыкании станет нагреваться, забирая на себя весь удар, чем обезопасит движок. Но это только первый этап проверки, так как на очереди другие элементы электродвигателя – щетки, ламели и обмотки.
Проверим состояние щеток
Обязательно обращаем внимание на электрощетки. Они расположены по обеим сторонам корпуса и сглаживают исходящую от двигателя силу трения. Удар на себя берут угольные наконечники, которые со временем стираются и требуют замены. Чтобы их проверить, делаем следующие шаги:
- откручиваем удерживающие болтики.
- сжимаем пружину и снимаем щетки.
- разбираем корпус каждой щетки.
- оцениваем состояние угольных наконечников. Если их длина менее 1,5 см – меняем на новые.
Электрощетки всегда меняются парой, даже если одна из них совершенно новая.
Если щетки стерлись, нужно приобретать новые. В идеале стоит взять в магазин старые образцы и купить им подобные детали. Устанавливаются электрощетки в обратном порядке по уже знакомой инструкции.
Ламели и обмотки
Ламели отвечают за передачу электрического разряда ротору. Они крепятся на клей прямо к валу, но при заклинивании электродвигателя способны разрушаться и отслаиваться. Если отслойка незначительная, то можно обойтись без замены движка, воспользовавшись токарным станком и мелкой наждачкой.
Испорченные ламели имеют отслоения и заусенцы.
При проблемах с обмоткой движок или не может разогнаться до максимальных значений, или вовсе не запускается. Дело в том, что происходит короткое замыкание, мотор начинает сильно греться, термодатчик фиксирует перегрев и экстренно вырубает систему. Если не устранить неполадку, то замкнутый круг будет продолжаться, пока не сломается термистор. Проверяется состояние обмотки мультиметром.
- Тестер включается на режим «Сопротивление».
- Щупы прикладываются к ламели.
- Оценивается значение на дисплее, которое в норме составляет 20-200 Ом. Если цифра меньше, то дело в замыкании, больше – в обрыве.
Статор тоже проверяется мультиметром в режиме зуммера поочередным прикладыванием щупов к обмотке. Если прибор молчит, то все в порядке. Обнаружив проблему обмотки, не спешите ремонтировать движок – это бесполезно. Легче и дешевле приобрести новый мотор.
Интересное:
- Поделитесь своим мнением – оставьте комментарий
Очень часто в процессе эксплуатации в стиральной машины выходит из строя ее двигатель. Зная, как проверить двигатель стиральной машины, можно постараться его восстановить или при невозможности ремонта, принять решение о его замене. Эта статья поможет разобраться в этом.
Типы двигателей
В стиральных машинах чаще всего применяются следующие типы двигателей:
Рассмотрим каждый вид двигателя подробнее, и как проверить его исправность.
Асинхронный” двигатель
Этот двигатель в стиральных машинах применялся ранее. Он имеет не высокий КПД и поэтому в современных машинах почти не используется. По сравнению с современными электромоторами он является самым простым и надежным, поэтому ломается, гораздо реже, чем двигатели других типов.
Проверить исправность двигателя этого типа в домашних условиях довольно сложно. Он напрямую соединен с барабаном. Но если все-таки, удастся подобраться к нему, то надо знать что, чаще всего движок ломается по причине износа подшипников. Их в электромоторе два.
При их помощи вращается вал ротора. Также встречается, но реже, обрыв обмоток. При неправильном хранении и эксплуатации стиральной машины, можно встретить такой дефект двигателя, как нарушение изоляции его обмоток.
Первым делом, что надо сделать, произвести визуальный осмотр. Это касается всех типов двигателей. Надо обратить внимание на целостность краски на корпусе двигателя. Ее отсутствие в некоторых местах, может свидетельствовать о чрезмерном нагреве мотора. Визуальный осмотр двигателя лучше всего производить, разобрав его.
Порядок разборки асинхронного двигателя:
- открутить винты;
- сделать пометки рисками, расположение крышек относительно корпуса;
- снять вентилятор, открутив два болта;
- снять переднюю и заднюю крышку двигателя, предварительно открутив винты.
Необходимо осмотреть ротор. При осмотре можно выявить повреждения, связанные с оплавлением или его почернением. В этом случае ротор необходимо заменить. Далее осматривается статор. При осмотре можно обнаружить выгоревший изоляционный лак. Это может свидетельствовать о межвитковом замыкании. Обмотка в этом случае требует перемотки. Но лучше заменить деталь целиком.
Если визуальный осмотр, ни каких результатов не принес, надо, используя мультиметр, убедиться в целостности обмоток. Проверки подлежат пусковая и рабочие обмотки. Асинхронный двигатель от старой стиральной машины имеет три вывода. Проверяются все обмотки между собой, а также с корпусом. Если прибор покажет, хоть какое-то сопротивление, значит, имеется пробой обмоток. В этом случае двигатель сдается в стационарный ремонт для перемотки обмоток. Это основные методы проверки асинхронного двигателя в домашних условиях.
Коллекторный двигатель
Электродвигатель часто используется в современных стиральных машинах. Он имеет ременную передачу с барабаном, и легко извлекается из агрегата, поэтому проверить исправность двигателя не представляет особого труда.
Двигатель следует извлечь из корпуса стиральной машины, предварительно открутив стенку корпуса. Обычно он расположен под баком. После извлечения мотора, ротор со статором соединяют последовательно.
Напряжение 220 Вольт подают на концы этой электрической цепи. Для безопасности в цепь последовательно следует включить нагрузочный элемент свыше 500 Ватт. Для этого в цепь последовательно включается ТЭН, или какой-нибудь мощный нагревательный элемент. Такое включение предотвратит двигатель от полного выхода из строя в случае замыкания обмоток.
Причины неисправностей двигателей стиральных машин.
Наиболее часто электродвигатель может иметь следующие причины неисправностей
- Выход из строя щеток электродвигателя;
- Выход из строя ламелей;
- Обрыв ротора или статора.
Неисправности щеток электродвигателя
В первую очередь нужно осмотреть щетки двигателя. Они изготовлены из графита, постоянно подвергаются трению о коллектор. Поэтому очень часто выходят из строя. Если машина проработала уже несколько лет, их обязательно надо проверить.
Они могут выходить из строя и если стиральную машину эксплуатировать с нарушением правил пользования. Например, если постоянно перегружать бельем бак машины. Щетки следует внимательно осмотреть. Они не должны быть очень короткими по сравнению с новыми графитовыми щетками. На них могут быть трещины и сколы.
Если при работе двигателя наблюдается сильное искрение, щетки надо заменить. Надо также помнить, что и новые щетки могут какое-то время искрить. Это происходит из-за того, что они еще не притерлись к деталям двигателя. Можно произвести замену щеток на новые с профилактической целью, и не ждать пока они совсем износятся.
Отслаивание или поломка ламелей
Ламели представляют собой небольшие пластинки и служат для передачи тока от обмотки ротора в двигатель. Они могут отслаиваться из-за сильного перегрева, в случае неправильной эксплуатации стирального агрегата. Так как они приклеены к ротору, то в этом случае они могут просто отклеиться. Если при медленном вращении ротора руками, слышен треск, то по всей вероятности с ламелями проблема.
Двигатель в таком случае может заклинивать. Небольшое отслаивание ламелей можно устранить дома при помощи мелкой наждачной бумаги. В мастерской такой дефект устраняется при помощи специального станка.
Ламели могут иметь еще одну поломку, это – обрыв провода, идущего от ламели к обмоткам ротора. Обычно это происходит в месте ее крепления. В этом случае можно устранить неисправность при помощи паяльника. Обнаружить такой дефект можно, если слегка пинцетом подергать каждый проводок.
Неисправности ротора или статора
Чаще всего это бывает, если произошло замыкание или обрыв обмоток. При этих неисправностях двигатель может вообще не работать. Во время работы машины может наблюдаться снижение мощности. При короткозамкнутых обмотках происходит очень сильный нагрев мотора. Нормой является температура в районе 80 градусов. В случае ее повышения до 90 градусов, сработает защита, в которой задействован термостат, и двигатель перестанет работать.
Проверка обмоток на обрыв или замыкание выполняется с помощью мультиметра. Прибор должен находиться в режиме измерений сопротивлений. Следует замерить соседние пары ламелей. Оно должно быть везде одинаковым, но не менее 20 и не более 200 Ом. Сопротивление менее 20 Ом может свидетельствовать о коротком замыкании обмоток.
Сопротивление намного больше 200 Ом до бесконечности, говорит об обрыве обмоток. Следует проверить отсутствие замыкания между ламелями и железом ротора. Прибор должен находиться в режиме прозвонки. В случае появления сигнала зуммера, можно сделать вывод о замыкании между витками обмотки.
На наличии короткого замыкания следует проверить и обмотку статора. Если мультиметр не издает звука, значит, замыкания нет. При появлении звукового сигнала, делается вывод о межвитковом замыкании.
Двигатель, имеющий прямой привод
Двигатели этого вида применяются в стиральных машинах типа LG и Samsung.
Соединение с барабаном осуществляется без ремня, напрямую. В них предусмотрена система диагностики. Результат диагностики выводится на дисплей машины в виде кода. По нему можно диагностировать некоторые виды несложных поломок. Но более сложные неисправности придется устранять в сервисном центре.
>