Содержание
- 1 Виды обмоток
- 2 Возможные неисправности
- 3 Способы
- 3.1 Проверка обмоток электродвигателя на обрыв
- 3.2 Проверка обмоток электродвигателя на короткое замыкание
- 3.3 Проверка обмоток электродвигателя на межвитковое замыкание
- 3.4 Проверка обмоток электродвигателя способом омметра
- 3.5 Измерение тока в каждой фазе
- 3.6 Проверка обмоток электродвигателя переменным током
- 3.7 Проверка обмоток электродвигателя шариком
- 3.8 Определение полярности обмоток электрическим методом
- 3.9 Чтобы определить маркировку, применяют некоторые способы:
- 3.10 Определение маркировки выводов обмотки амперметром и батарейкой
- 3.11 Определение полярности вольтметром и понижающим трансформатором
Мы смотрим на прибор для измерения сопротивления изоляции, называемый «Мегомметр». Назначение этого прибора – проверить сопротивление обмоток таких устройств, как электродвигатель, используя достаточно высокое напряжение. Вы видите три предела настроек для измерения: 250 вольт, 500 вольт и 1000 вольт. Нам нужны такие высокие напряжения, чтобы мы могли обнаружить определенные типы неисправностей. Я собираюсь показать это, используя двигатель мощностью 5 кВт. Это неисправный двигатель, он был снят при обслуживании, потому что имеет замыкание на землю одной из обмоток. Я покажу, как это проверить, с помощью мегомметра. Сначала я собираюсь взять зажим земли мегомметра, и присоединить его к корпусу двигателя. Далее прямо здесь смотрим на трехфазные обмотки на выходе из распределительной коробки двигателя. У меня есть синий, оранжевый и белый провод, и я собираюсь измерить сопротивление моим измерителем сопротивление изоляции между этими фазами и землей. При проведении измерений соблюдаем технику безопасности, потому что во время работы мегомметр выдает высокое напряжение, Я соединю измерительный щуп прибора и оголенный конец фазного провода, щуп надо удерживать только одной рукой за изолированную часть. Для запуска мегомметра нажмите на оранжевую кнопку. Итак, делаем замеры . нажав кнопку, мы видим, что стрелка качнулась до упора вправо. Так как прибор стоит на оранжевом диапазоне измерений, мы будем считывать показания по верхней части шкалы, и стрелка в правой части шкалы означает нулевое значение Ом. Это неисправность, мы не должны иметь ноль Ом. Между фазовой обмоткой и корпусом должно быть очень большое сопротивление. Я сделаю это снова на другой фазе обмотки, я присоединю к ней щуп и нажму кнопку – вы видите, что она также показывает ноль. И, конечно на последней обмотке будут такие же показания. Я говорю – конечно, потому что это не имеет значения, какая обмотка замкнула на корпус. Это измерение можно сделать на любом выводе фазной обмотки, так как они соединены вместе внутри двигателя, и пробой в любом месте обмотки даст одинаковые показания сопротивления изоляции на корпус. Теперь, чтобы доказать вам, что высокое напряжение действительно имеет значение и имеет значение для наших измерений, я переключу прибор в низковольтный диапазон. В зеленом режиме, прибор работает как обычный ом метр. И как обычный ом метр он использует очень низкое напряжение для проверки сопротивление. Чтобы показать вам, как это работает я присоединю зажим земля к корпусу двигателя и вы что стрелка остается на левой стороне шкалы, потому что на зеленой шкале «справа» бесконечность, и «слева» ноль . Итак, при «КЗ» стрелка будет на левой стороне шкалы и при «обрыве» – стрелка будет в правой части шкалы при этом низком значении выставленного напряжения. Помня об этом, я снова соединяю щуп с фазной обмотклй . и нажимаю кнопку «Проверить». Обратите внимание, что стрелка ушла вправо, мы помним, что в это означает «обрыв», и это указывает, что обмотка хорошая. Просто, чтобы убедиться, что я отсоединю щуп и нажму еще раз кнопку, стрелка остается справа, прибор показывает «разомкнуто». Другими словами – короткое замыкание на корпус не обнаруживается в режиме пониженного напряжения, но может быть обнаружено в режиме высокого напряжения. Я присоединю щуп еще раз – просто чтобы доказать, что это работает, щуп присоединен – я нажимаю кнопку, стрелка поворачивается вправо, что означает нулевое значение Ом или низкое сопротивлением. В режиме высокого напряжения, я отсоединю щуп, чтобы посмотреть, что происходит, – стрелка сдвигается влево, что означает «большое сопротивление». Итак, я ясно вижу, что есть неисправность в этом моторе при использовании высокого напряжения, но я не вижу неисправности при низкое значении напряжения. И именно в этом уникальная ценность измерителя сопротивления изоляции под названием мегомметр.
_
Как проверить состояние обмотки электрического двигателя
На 1-ый взор обмотка представляет кусочек проволоки смотанной спецефическим образом и в ней нечему особо ломаться. Но у нее есть особенности:
серьезный подбор однородного материала по всей длине;
четкая калибровка формы и поперечного сечения;
нанесение в промышленных критериях слоя лака, владеющего высочайшими изоляционными качествами;
крепкие контактные соединения.
Если в каком-либо месте провода нарушена хоть какое из этих требований, то меняются условия для прохождения электронного тока и двигатель начинает работать с пониженной мощностью либо вообщем останавливается.
Чтоб проверить одну обмотку трехфазного мотора нужно отключить ее от других цепей. Во всех электродвигателях они могут собираться по одной из 2-ух схем:
Концы обмоток обычно выводятся на клеммные колодки и маркируются знаками «Н» (начало) и «К» (конец). Время от времени отдельные соединения могут быть спрятаны снутри корпуса, а для выводов употребляются другие методы обозначения, к примеру, цифрами.
У трехфазного мотора на статоре употребляются обмотки с схожими электронными чертами, владеющими равными сопротивлениями. Если при замере омметром они демонстрируют различные значения, то это уже повод серьезно задуматься над причинами разброса показаний.
Как проявляются неисправности в обмотке
Зрительно оценить качество обмоток не представляется вероятным из-за ограниченного допуска к ним. На практике инспектируют их электронные свойства, беря во внимание, что все неисправности обмоток появляются:
обрывом, когда нарушается целостность провода и исключается прохождение электронного тока по нему;
маленьким замыканием, возникающем при нарушении слоя изоляции меж входным и выходным витком, характеризующимся исключением обмотки из работы с шунтированием концов;
межвитковым замыканием, когда изоляция нарушается меж одним либо несколькими близлежащими витками, которые этим выводятся из работы. Смотри Проверка мегаомметром Как проверить a21k-m596 Шаговый двигатель,. Ток проходит по обмотке, минуя короткозамкнутые витки, не преодолевая их электронное сопротивление и не создавая ими определенной работы;
пробоем изоляции меж обмоткой и корпусом статора либо ротора.
Проверка обмотки на обрыв провода
Этот вид неисправности определяется замером сопротивления изоляции омметром. Устройство покажет огромное сопротивление — ∞, которое учитывает образованный разрывом участок воздушного места.
Проверка обмотки на возникновение короткого замыкания
Двигатель, снутри электронной схемы которого появилось куцее замыкание, отключается защитами от сети питания. Но, даже при резвом выводе из работы таким методом место появления КЗ отлично видно зрительно за счет последствий воздействия больших температур с ярко выраженным нагаром либо следами оплавления металлов.
В идеале чтобы была произведена проверка обмоток электродвигателя, необходимо иметь специальные приборы, предназначенные для этого, которые стоят немалых денег. Наверняка не у каждого в доме они есть. Поэтому проще для таких целей научиться пользоваться тестером, имеющим другое название мультиметр. Такой прибор имеется практически у каждого уважающего себя хозяина дома.
Электродвигатели изготавливают в различных вариантах и модификациях, их неисправности также бывают самыми разными. Конечно, не любую неисправность можно диагностировать простым мультиметром, но наиболее часто проверка обмоток электродвигателя таким простым прибором вполне возможна.
Любой вид ремонта всегда начинают с осмотра устройства: наличие влаги, не сломаны ли детали, наличие запаха гари от изоляции и другие явные признаки неисправностей. Чаще всего сгоревшую обмотку видно. Тогда не нужны никакие проверки и измерения. Такое оборудование сразу отправляется на ремонт. Но бывают случаи, когда отсутствуют внешние признаки поломки, и требуется тщательная проверка обмоток электродвигателя.
Виды обмоток
Если не вникать в подробности, то обмотку двигателя можно представить в виде куска проводника, который намотан определенным образом в корпусе мотора, и вроде бы в ней ничего не должно ломаться.
Однако, дело обстоит гораздо сложнее, так как обмотка электродвигателя выполнена со своими особенностями:
- Материал провода обмотки должен быть однородным по всей длине.
- Форма и площадь поперечного сечения провода должны иметь определенную точность.
- На проволоку, предназначенную для обмотки, в обязательном порядке в промышленных условиях наносится слой изоляции в виде лака, который должен обладать определенными свойствами: прочностью, эластичностью, хорошими диэлектрическими свойствами и т.д.
- Провод обмотки должен обеспечивать прочный контакт при соединении.
Если имеется какое-либо нарушение этих требований, то электрический ток будет проходить уже в совершенно других условиях, а электрический мотор ухудшит свои эксплуатационные качества, то есть, снизится мощность, обороты, а может и вообще не работать.
Проверка обмоток электродвигателя 3-фазного мотора . Прежде всего, отключить ее от цепи. Основная часть существующих электродвигателей имеет обмотки, соединенные по схемам, соответствующим звезде или треугольнику.
Концы этих обмоток подключают обычно на колодки с клеммами, которые имеют соответствующие маркировки: «К» — конец, «Н» — начало. Бывают варианты соединений внутреннего исполнения, узлы находятся внутри корпуса мотора, а на выводах применяется другая маркировка (цифрами).
На статоре 3-фазного электродвигателя применяются обмотки, имеющие равные характеристики и свойства, одинаковые сопротивления. При замере мультиметром сопротивлений обмоток может оказаться, что у них разные значения. Это уже дает возможность предположить о неисправности, имеющейся в электродвигателе.
Возможные неисправности
Визуально не всегда можно определить состояние обмоток, так как доступ к ним ограничен особенностями конструкции двигателя. Практически проверить обмотку электродвигателя можно по электрическим характеристикам, так как все поломки мотора в основном выявляются:
- Обрывом, когда провод разорван, либо отгорел, ток по нему проходить не будет.
- Коротким замыканием, возникшим из-за повреждения изоляции между витками входа и выхода.
- Замыкание между витками, при этом изоляция повреждается между соседними витками. Вследствие этого поврежденные витки самоисключаются из работы. Электрический ток идет по обмотке, в которой не задействованы поврежденные витки, которые не работают.
- Пробиванием изоляции между корпусом статора и обмоткой.
Способы
Проверка обмоток электродвигателя на обрыв
Это самый простой вид проверки. Неисправность диагностируется простым измерением значения сопротивления провода. Если мультиметр показывает очень большое сопротивление, то это означает, что имеется обрыв провода с образованием воздушного пространства.
Проверка обмоток электродвигателя на короткое замыкание
При коротком замыкании в моторе отключится его питание установленной защитой от замыкания. Это происходит за очень короткое время. Однако даже за такой незначительный промежуток времени может возникнуть видимый дефект в обмотке в виде нагара и оплавления металла.
Если измерять приборами сопротивление обмотки, то получается малое его значение, которое приближается к нулю, так как из измерения исключается кусок обмотки из-за замыкания.
Проверка обмоток электродвигателя на межвитковое замыкание
Это самая трудная задача по определению и выявлению неисправности. Чтобы проверить обмотку электродвигателя, пользуются несколькими способами измерений и диагностик.
Проверка обмоток электродвигателя способом омметра
Этот прибор действует от постоянного тока, измеряет активное сопротивление. Во время работы обмотка образует кроме активного сопротивления, значительную индуктивную величину сопротивления.
Если будет замкнут один виток, то активное сопротивление практически не изменится, и определить омметром его сложно. Конечно, можно произвести точную калибровку прибора, скрупулезно замерять все обмотки на сопротивление, сравнивать их. Однако, даже в таком случае очень трудно выявить замыкание витков.
Результаты гораздо точнее выдает мостовой метод, с помощью которого измеряется активное сопротивление. Этим методом пользуются в условиях лаборатории, поэтому обычные электромонтеры им не пользуются.
Измерение тока в каждой фазе
Соотношение токов по фазам изменится, если произойдет замыкание между витками, статор будет нагреваться. Если двигатель полностью исправен, то на всех фазах ток потребления одинаков. Поэтому измерив эти токи под нагрузкой, можно с уверенностью сказать о реальном техническом состоянии электродвигателя.
Проверка обмоток электродвигателя переменным током
Не всегда можно измерить общее сопротивление обмотки, и при этом учесть индуктивное сопротивление. У неисправного двигателя проверить обмотку можно переменным током. Для этого применяют амперметр, вольтметр и понижающий трансформатор. Для ограничения тока в схему вставляют резистор, либо реостат.
Чтобы проверить обмотку электродвигателя, применяется низкое напряжение, проверяется значение тока, которое не должно быть выше значений по номиналу. Измеренное падение напряжения на обмотке делится на ток, в итоге получается полное сопротивление. Его значение сравнивают с другими обмотками.
Такая же схема дает возможность определить вольтамперные свойства обмоток. Для этого необходимо сделать измерения на различных значениях тока, затем записать их в таблицу, либо начертить график. Во время сравнения с другими обмотками не должно быть больших отклонений. В противном случае имеется межвитковое замыкание.
Проверка обмоток электродвигателя шариком
Этот метод основывается на образовании электромагнитного поля с вращающимся эффектом, если обмотки исправны. На них подключается симметричное напряжение с тремя фазами, низкого значения. Для таких проверок используют три понижающих трансформатора с одинаковыми данными. Их подключают отдельно на каждую фазу.
Чтобы ограничить нагрузки, опыт проводят за короткий промежуток времени.
Подают напряжение на обмотки статора, и сразу вводят маленький стальной шарик в магнитное поле. При исправных обмотках шарик крутится синхронно внутри магнитопровода.
Если имеется замыкание между витками в какой-либо обмотке, то шарик сразу остановится там, где есть замыкание. При проведении проверки нельзя допускать превышения тока выше номинального значения, так как шарик может вылететь из статора с большой скоростью, что является опасно для человека.
Определение полярности обмоток электрическим методом
У обмоток статора имеется маркировка выводов, которой иногда может не быть по разным причинам. Это создает сложности при проведении сборки.
Чтобы определить маркировку, применяют некоторые способы:
- Слабым источником постоянного тока и амперметром.
- Понижающим трансформатором и вольтметром.
Статор выступает в роли магнитопровода с обмотками, действующими по принципу трансформатора.
Определение маркировки выводов обмотки амперметром и батарейкой
На наружной поверхности статора имеется шесть проводов от трех обмоток, концы которых не промаркированы, и подлежат определению по их принадлежности.
Применяя омметр, находят выводы для каждой обмотки, и отмечают цифрами. Далее, делают маркировку одной из обмоток конца и начала, произвольно. К одной из оставшихся двух обмоток присоединяют стрелочный амперметр, чтобы стрелка находилась на середине шкалы, для определения направления тока.
Минусовой вывод батарейки соединяют с концом выбранной обмотки, а выводом плюса кратковременно касаются ее начала.
Импульс в первой обмотке трансформируется во вторую цепь, которая замкнута амперметром, при этом повторяет исходную форму. Если полярность обмоток совпала с правильным расположением, то стрелка прибора в начале импульса пойдет вправо, а при размыкании цепи стрелка отойдет влево.
Если показания прибора совсем другие, то полярность выводов обмотки меняют местами и маркируют. Остальные обмотки проверяются подобным образом.
Определение полярности вольтметром и понижающим трансформатором
Первый этап аналогичен предыдущему способу: определяют принадлежность выводов обмоткам.
Далее, произвольным образом маркируют выводы первой любой обмотки для соединения их с понижающим трансформатором (12 вольт).
Две другие обмотки соединяют двумя выводами в одной точке случайным образом, оставшуюся пару соединяют с вольтметром и включают питание. Напряжение выхода трансформируется в другие обмотки с таким же значением, так как у них одинаковое количество витков.
Посредством последовательной схемы подключения 2-й и 3-й обмоток вектора напряжения суммируются, а результат покажет вольтметр. Далее маркируют остальные концы обмоток и проводят контрольные измерения.