Содержание
Всякая электронная система работает в балансировке проходящей через нее и потребляемой ей энергией. Когда в схему прибора подается напряжение, оно прикладывается к определенному сопротивлению. В результате на основании закона Ома появляется электрическая сила, которая и заставляет работать технику. Случается, что возникают непредвиденные обстоятельства в виде нарушения изоляции проводов, аварийных режимах. В этих случаях сопротивление снижается, а сила тока увеличивается.
Это способствует причинению вреда человеку и оборудованию. Специально для таких случаев были разработаны микроконструкции, которые предотвращают негативные ситуации. Один из них — предохранитель. В этом материале будет рассказано, что такое предохранитель и как производится, как прозвонить предохранитель мультиметром и в какой последовательности производится проверка предохранителей.
Что это такое
Предохранитель — это специальное устройство, выполняющее функцию защиты прибора-потребителя электроэнергии от возникающих перегрузок и коротких замыканий в сети. Устройство состоит из корпуса изоляции, плавких вставок и выводов, с помощью которых вставки крепятся к электроцепи. Для того чтобы эта вставка охлаждалась и гасила ток, в некоторые виды предохранителей добавляют песок кварца. Когда происходит скачок тока в предохранителе, в первую очередь плавится его зауженная плоской вставки.
Важно! Если вставка расплавится полностью, то цепь будет разомкнута. Основано это на том, что устройство подключается к сети последовательно.
Принцип работы
Предохранители работают в двух режимах:
- В штатном режиме;
- В аварийном режиме.
Первый режим предполагает нормальные условия. При нормальном функционировании сети и конкретного прибора температура вставки имеет установившееся значение. Вся теплота, выделяемая устройством, отдается в окружающую среду. Помимо этого, нагреваются также контакты и другие части прибора. Температура нагревания не должна превышать нормальных значений штатной работы.
Второй режим — резкий скачок силы тока в сети. Чтобы время плавления вставки электропредохранителя сократилось, сам элемент изготавливается в виде пластинки с особыми вырезами, которые уменьшают его сечение на некоторых участках корпуса. На узких участках концентрируется большая теплота, чем на широких.
При возрастании силы тока в случае замыкания выделение теплоты превышает допустимый уровень и теплоотводом обычно пренебрегают. Элемент предохранителя плавится и перегорает и сила тока не может возрасти больше допустимого значения.
Важно! В процессе плавления возникает так называемая электрическая дуга, которая в современных элементах гасится в ограниченном патроне электропредохранителя
Конструкция
Самые распространенные трубчатые предохранители состоят из:
- Фарфорового корпуса (1) с кварцевым песком (3);
- Пластинчатых плавких элементов, расположенных внутри корпуса (4);
- Контактного ножа (2);
- Крышки (5);
- Контактных стоек (6).
Пластинки, которые должны плавиться, приделываются к диску у крышек устройства. Контакт с электрической цепью осуществляется через контактные ножки и контактные стойки. Песок, который засыпан в корпус, помогает быстро погасить электрическую дугу, возникающую при горении вставки из-за скачка силы тока.
Как подключить мультиметр к предохранителю и как проверить его тестером
Проверка предохранителей выполняется время от времени в автоматах щитовых комнат квартир или в автомобилях. Сделать это можно с помощью простого тестера или мультиметра.
Для начала нужно разобраться с типом электропредохранителя. Они бывают патронными и плоскими. Первый имеет форму цилиндра, и продолжительное время использовался в домах и в электроприборах. Этот цилиндр имеет два металлических контакта, с помощью которых он и включается в сеть последовательно. Второй часто используется в автомобилях последние несколько десятков лет. Внешне он похож на вилку провода, так как конструктивно он выглядит как кусочек пластика с торчащими из него контактами.
После этого следует понять, как работает мультиметр. Это прибор, который измеряет силу переменного и постоянного тока, сопротивление и напряжение. С его помощью можно проверить работоспособность любых электроприборов и их элементов. Касается это и электропредохранителя.
Важно! У мультиметра и тестера есть два контакта с положительным и отрицательным знаком. Для проверки он пропускает по контурам прибора или его элемента небольшое количество электричества от своей батареи и проверяет, сколько его вернулось на другой контакт.
Подробная пошаговая инструкция по проверке выглядит следующим образом:
- Убедиться, что устройство выключено и вынуть предохранитель из прибора или автомобиля;
- Включить мультиметр и должным образом настроить его. Установить переключатель на измерение сопротивления (Ом). Можно заранее скрестить положительный и отрицательный щупы и посмотреть на значение. Параметр измерения электропредохранителя должен получиться практически идентичным. Также можно измерить силу тока вместо сопротивления. Для этого ручка поворачивается в соответствующем направлении (А);
- Прикоснуться обоими щупами мультиметра к ножкам электропредохранителя одновременно и зафиксировать значение измеряемого параметра на экране;
- Если при измерении сопротивления ничего не появилось, то это означает, что элемент расплавился и вышел из строя. При измерении силы тока у нормально функционирующего предохранителя мультиметр должен постоянно издавать пищащие звуки. Если элемент перегорел, и в нем нет контакта, то прибор при прозвонке будет «молчать».
Таким образом, электропредохранитель в современной технике — важная и нужная вещь, способная защитить приборы и человека от воздействия большой силы тока, образовавшейся в результате короткого замыкания. Проверить такой элемент цепи на работоспособность можно и простым тестером или мультиметром.
День сегодня не задался. Поехал я по делам, далековасто от дома. Как только дела все сделал, сел в машину "чик-чик", все, приехали. Машина не заводится. Стартер не работает, нет такого "вжж, вжж". Слышу только, как вентилятор работает, панельная приборка горит, бензонасос слышу, пытается качать.
Зачистил клеммы, т.к. было один раз такое же из за того, что клеммы окислились. Не помогло. Далее смотрел предохранители. В машине посмотрел, вроде основные целые.
Схема салонных предохранителей:
Схема подкапотных предохранителей:
Проверил предохранители, вроде все целые на вид, т.к. помню, что если предохранитель умер, то будет вот такая картина:
Думаю, что же делать, неужели, где-то проводка в торпеде перегорела или контакт, какой. Звоню корефану, т.к. помню у него на днях тоже такая же хрень приключилась. Он говорит ещё раз проверить предохранитель starter’a. Он находится в подкапотном пространстве, под № 6, на 10A. Я проверил, целый. Решил заменить его на другой который лежал в бардачке, вауля — завелась машинка родимая =)
Так что этот способ определения работоспособности предохранителя не всегда хорош.
Пришел домой решил померить его мультиметром. Итак, мерить надо за усики сверху, это обязательно.
Глушняк, помер предохранитель.
Поехал сразу в авто-магазин, купил себе набор предохранителей, стоит не дорого, и штука полезная. Добавил в аптечку автомобиля. А то вдруг куда в дебри в лес уедешь, и из за такой хрени ещё машина не заведется пздц тогда будет)
Дата: 02.12.2015 // 0 Комментариев
Предназначение термопредохранителя – защита электрической цепи от перегревания или замыкания. Очень часто термопредохранитель можно встретить в различных бытовых приборах таких, как: термофены, сушилки для фруктов, электроплиты, мультиварки и т.д. При самостоятельном ремонте подобной техники очень важно знать, как проверить термопредохранитель мультиметром или тестером. В случае отказа штатного термореле плитки или поломки двигателя обогревателя (фена), плавкий элемент расплавится и обесточит ТЭН.
Включение термопредохранителя производится последовательно с нагревательным элементом прибора и размещается он как можно ближе к ТЭНу. Температура срабатывания плавкого элемента внутри термопредохранителя зачастую указывается на его корпусе, а номинал термопредохранителя выбирают немного выше рабочей температуры самого прибора.
Как проверить термопредохранитель мультиметром или тестером?
Для проверки термопредохранителя нужен мультиметр или простой стрелочный тестер.
Достаточно перевести прибор в режим прозвонки цепи и проверить ее целостность. Если стрелка прибора не сдвинется с места или на дисплее горит 1, значит у нас обрыв цепи – такой термопредохранитель неисправен.
Как проверить термопредохранитель без тестера?
Без тестера термопредохранитель можно проверить, подключив последовательно с ним контрольную лампочку. Но в таком случае необходимо знать напряжение на которое рассчитан термопредохранитель и ток, который он способен через себя пропустить не расплавившись.
При замене термопредохранителя лучше подбирать термопредохранитель с аналогичной температурой срабатывания или с температурой немного выше. Не стоит заменять термопредохранитель перемычкой, это можно сделать лишь для проверки работоспособности прибора.